«Руководитель быстро забыл, что она не кадровик, и требовал эффективности…»

Историей о том, как экономист попала в отдел кадров на управленческую должность и была вынуждена овладеть профессией не отходя от штурвала, а также опытом освоения гуманитарием инженерной позиции –  поделилась Ольга Кузьмина, директор ManpowerGroup Russia & CIS


Приятно чувствовать себя экспертом и высококлассным специалистом в знакомой области. А еще приятнее, когда это осознают и ценят люди, с которыми ты работаешь.Но если решаешься на серьезные перемены в профессиональной деятельности, важно суметь сконцентрироваться на освоении нового дела и быть реалистичным в отношении своих знаний. Идеи, которые способны совершить переворот в отрасли, приходят далеко не каждому, даже если работа по-настоящему увлекает. Для того чтобы стать настоящим специалистом в новой сфере, необходимо приложить усилия для изучения профессии и уметь адаптировать свой опыт к изменяющимся требованиям.

Как не растеряться в незнакомой профессиональной среде и успешно освоить новые знания и навыки?

Иногда руководитель от безысходности или, чувствуя потенциал сотрудника, предлагает ему должность, к которой он не готов, во всяком случае, с точки зрения знаний и навыков.

Стоит ли на это соглашаться?Как показывает практика, 90% сотрудников выражают согласие, даже если не хотят заниматься тем, что им предлагают. Одним кажется, что, откажись они от этой позиции, то их не оставят на текущей должности. Другие, понимая проблемы компании, зная, что на эту позицию найти человека быстро нельзя (а нужно срочно), соглашаются из-за чувства ответственности, лояльности к компании или руководителю,  не хотят подвести последнего.

Кстати, чаще всего результаты таких экспериментов бывают успешны.

Был случай, когда специалист с экономическим образованием и опытом работы экономистом попала в отдел кадров, причем сразу на должность руководителя.

Переход на должность с новым функционалом может быть сопряжен с растерянностью – за что же браться?

Как экономист она, конечно, знала и понятие табеля и графиков работ. Но мы все знаем, сколько тайн и подводных камней лежит в кадровом делопроизводстве, особенно сейчас, когда на работу устраиваются иностранные граждане и постоянно меняется отчетность.

Как же разобраться в новом деле и стать в нем профессионалом?

1. Новый руководитель отдела кадров, без опыта работы в этой сфере, стала выполнять обязанности обычного кадровика и изучать, как правильно принять сотрудника, как его уволить, какие приказы нужно издать при направлении его в отпуск, командировку и т.п. Так она стала обучаться КДП с нуля, выполняя работу собственноручно.

2. В свободное от работы время (т.е. ночами) требовалось читать нормативные документы.

3. Была налажена связь со всеми знакомыми, имеющими отношение к кадровому делопроизводству, для консультирования по сложным практическим вопросам.

4. Посещение государственных контролирующих учреждений, знакомство с инспекторами и получение консультаций – все это сыграло большую роль в освоении профессии.

Положение было сложным, так как руководитель компании, предложивший ей должность с незнакомым функционалом, быстро забыл, что она не кадровик, и требовал максимальной эффективности.

 

Через два года жесткого графика и изматывающей работы, когда приходилось задерживаться допоздна и выходить в выходные,  набравшийся опыта руководитель отдела кадров говорит, что уже не хочет возвращаться в экономисты. Сейчас она уже интересуется не только КДП, но и вопросами HR и видит свое развитие именно в этой сфере.

 

В данном случае сотрудник изначально сам не стремился к переменам, но есть масса примеров, когда человек сознательно меняет свою жизнь.

 

Я сама меняла сферу деятельности по собственной инициативе несколько раз. Предпоследний опыт смены должности был самый кардинальный. Я работала в компании, которая занималась обслуживанием коммерческой недвижимости, где руководила проектами guest service – службой приема посетителей в больших торговых центрах. Я управляла четырьмя проектами в Москве, двумя в Санкт-Петербурге, а также по одному в Екатеринбурге, Новосибирске, Нижнем Новгороде и Самаре. Работа была налажена, менеджеры на местах – профессиональны, а клиенты – довольны. Пришло время, когда я поняла, что все и без меня хорошо идет. В этот момент в компании открылся новый проект: в большой бизнес-центр класса «А» требовался управляющий, в задачи входило все: начиная с функционирования ресепшен, заканчивая обслуживанием инженерных систем.

 

Такая возможность реализовать способности и получить новый опыт меня очень заинтересовала и я решила подать заявку на получение должности. У руководства были большие сомнения, т.к. основной объем работ (да и основные проблемы) на таких проектах приходился на обслуживание инженерных систем. А у меня хоть и два высших образования, но оба гуманитарные. Да я и сама осознавала, что для меня электрический ток – бОльшая загадка, нежели жизнь на Марсе.

 

Энтузиазм и уверенность в собственных силах помогли мне убедить работодателя в том, что я справлюсь. Организация работы команды в целом, общение с клиентом не вызывало никаких проблем, т.к. опыт в этом был. Но, что касается технического обслуживания – это был настоящий вызов.

 

С чего я начала свою новую жизнь на объекте и как выстроила работу?

1. Делала сама. Совершила обход всего комплекса из пяти зданий площадью32 000 кв. м. Пригласила сотрудника, который работал в этом бизнес-центре до меня и мог показать все помещения: и в подвалы заходили, и на крыши поднимались. После этого взяла за правило каждый день обязательно делать общий обход и одну из частей изучать детально. После этого ежедневно на 15 минут собирала руководителей направлений для обсуждения итогов предыдущего обхода и вопросов по устранению неполадок и несоответствий, выявленных мной во время нового обхода.

2. Консультировалась у коллег. Ездила на подобный объект и общалась с коллегой на тему возможных проблем. Договорилась, что в случае возникновения проблемы, могу обратиться за советом.

3. Работала с экспертами в проблемных областях. Поговорила со специалистами по эксплуатации в головном офисе компании, приглашала их несколько раз на объект. Вместе обсудили и выявили «слабые места», мне рассказали, в чем состоит работа службы эксплуатации.

Через год я уже знала не только, что такое фанкойл и спринклер, и чем отличается чиллер, работающий на гликоле, от работающего на воде, но и все графики ППР (планово-предупредительный ремонт). Я стала компетентна по многим вопросам, от которых была раньше очень далека, и теперь обладала необходимыми знаниями, чтобы проверять выполнение необходимых работ. В результате, когда компания принимала участие в тендерах, меня стали приглашать на встречи с клиентом в качестве эксперта.

Одним словом,если вы хотите сменить род деятельности, в этом нет ничего невозможного. Что же для этого нужно?

1. Ваше желание. Самое главное – желание учиться. Ничему никого нельзя научить, можно только научиться.

2. Помните: вокруг вас есть люди. Эти люди – профессионалы в данной области. Не бойтесь им признаться в том, что вы что-то не знаете. Обращайтесь за помощью и будьте за нее благодарны. Тогда вы бесплатно получите любую консультацию, любую рекомендацию и возможно даже реальную помощью. К вам приедут и сделают то, что вы пока не можете.

3. Не бойтесь погружаться в новое дело на уровне обычного работника. Чем больше вы будете знать о работе своих подчиненных, тем легче вам будет оценивать их загрузку и результат. Если вы точно знаете, что данная операция у вас занимает 10 минут, то, сделав поправку на медлительность (люди разные бывают), вы с полным основанием можете спросить у сотрудника, почему он потратил на это 2,5 часа. Ясное понимание работы подчиненных исключит возможность манипулирования руководителем, что часто случается, когда они видят его некомпетентность в некоторых вопросах.

4. Читайте книги, справочники, форумы в Интернете на интересующую вас тематику. Сейчас в Сети можно найти ответ на любой вопрос, но изучать следует сразу несколько источников, чтобы познакомиться с разными взглядами на проблему и удостовериться в точности и правдивости информации.

Чтобы достичь выдающихся результатов, необходимо выйти из зоны комфорта. Переход на более высокую должность, на другой рынок или открытие собственного дела – все это влечет за собой стресс, чувство неопытности и неуверенности. Но если задаться целью и не бояться начать с нуля, то через упорство и умение преодолевать трудности можно добиться интересной работы, которая приносит удовлетворение, сменить квалификацию, повысить доход и стать более привлекательным и ценным кандидатом на рынке труда.

Дорогу осилит идущий. И любая дорога в 1000 шагов начинается с первого шага.

Источник:HR-tv.ru/«Руководитель быстро забыл, что она не кадровик, и требовал эффективности…»​

Автор: Ольга Кузьмина, директор ManpowerGroup Russia & CIS и признанный эксперт портала HR-tv.