Часто молодые начальники совершают одну и ту же ошибку – в попытке максимально сблизиться с подчинёнными они переступают границу дружеских и профессиональных отношений. Воображение таких боссов рисует идиллические картины – весёлый корпоратив, стирающий должностные иерархии, совместные обеды с ненавязчивым обсуждением рабочих процессов, обмен шутками и новостями в курилке.
Кажется, что после того, как сотрудники признают в руководителе «своего человека», они охотнее и эффективнее будут выполнять поручения. Однако в большинстве случаев излишнее панибратство имеет прямо противоположный эффект.
Вот и недоумевает горе-руководитель, почему подчинённый, с которым накануне так душевно посидели в кафе за бокалом красного, весело отмахивается от просьбы составить отчёт и уходит из офиса раньше положенного. На справедливые замечания нарушитель корпоративного порядка игриво подмигивает, хлопает босса по плечу и нагло заявляет: «Друг, тут такое дело…»
Наталья Яркова, руководитель практики «Финансы и недвижимость» агентства PR Partner:- Руководители типа «рубаха-парень» зачастую не ставят своим подчинённым чётких задач, а потому не могут проконтролировать их качественное выполнение. За поведением излишне демократичного начальника могут скрываться две проблемы. Первая – человек недостаточно ответственно относится к своей работе, вторая – у такого босса нет управленческого опыта и дружеским поведением он пытается завоевать расположение своих подчинённых.
Что бы ни было причиной, дружбу с руководителем лучше не заводить. Такие отношения приводят к тому, что у людей исчезает субординация. Потом, когда у босса появляются рабочие требования, сотрудник недоумевает, куда же подевалась дружба.
Другая ошибка, которая стоит некоторым начальникам если не карьеры, то репутации – стремление к власти и тотальному контролю. Боятся – значит, уважают! Вот девиз боссов, которые предпочитают держать служащих в ежовых рукавицах, подавляя волю, ущемляя права и лишая свободы слова.
Одним такой жёсткий стиль управления присущ изначально. Другие (особенно те, кого уличили в непростительной мягкости) стремятся поскорее завоевать авторитет, играя в «плохого полицейского». Как говорится, из крайности в крайность… А страдают при этом и сотрудники, и общее дело.
Денис Меркулов, российский политический и общественный деятель:- В период своей карьеры помощника депутата Государственной Думы мне приходилось работать с разными руководителями которые исповедовали либеральную идеологию, а в руководстве коллективом являлись авторитарными. Такие люди, как правило, считаются наиболее жёсткими лидерами. Им свойственно подавление проявлений инициативы со стороны работников. Подобные руководители сами полностью отдаются работе и требуют такой же отдачи от сотрудников.
Считаю, что в коллективе наиболее приемлемым типом руководителя является демократичный начальник. Поскольку именно он даёт подчинённым шанс самим решить рабочие вопросы, так как доверяет их опытности и профессионализму. И ещё он может дать объективную оценку способностям любого сотрудника. На первом месте у такого руководителя – не его собственная персона, а весь коллектив.
В современном бизнесе, где дела ведут молодые и перспективные, демократичный стиль управления очень популярен. Загляните в любой креативный отдел и вы сможете понаблюдать, как во время пятиминуток отдыха босс сражается с подчинённым в настольный хоккей или проводит планёрку, сидя на подоконнике.
А как же авторитет, спросите вы? Задача мудрого босса – сохранить своё влияние, не используя запрещённые приёмы. Главное – виртуозно балансировать между лёгким отступлением от правил и их грубым нарушением, не позволяя подчинённым садиться на шею, но и не создавая глубокой пропасти между ними и собой.
Лиана Бахова, профайлер, специалист по оперативной психодиагностике, имидж-эксперт, консультант и автор программ по управлению впечатлением:- Существует мнение, что властью обладает тот, кто к ней стремится. Но это утверждение весьма условно. В деловых коммуникациях одним из залогов успеха является грамотное выстраивание имиджевой стратегии. В бизнесе важно не столько произвести впечатление, сколько управлять им.
В небольшой компании на уровне стартападемократичный стиль управления вполне оправдан. Но вслед за бизнесом должна расти и личность. Иначе механизм не удержать. Поэтому умение говорить на одном языке со своей аудиторией, оставаясь при этом верным своим принципам – искусство, достойное восхищения.
Чтобы уважать руководителя, сотрудники должны верить ему. Поэтому первое правило – никогда не давайте обещаний, которые рискуете не выполнить. Это начало краха вашей репутации.
К сожалению, начальник «рубаха-парень» всегда полон гениальных идей, способных перевернуть мир, но почему-то разбившихся о корабль бизнеса. Срок жизни его идей весьма непродолжителен. На смену им легко и быстро приходят другие. Очевидно, что к большому плаванию этот корабль не готов.
Стиль руководства всегда определяет обратную связь. Умение балансировать между «я над вами» и «я с вами» – основа авторитета руководителя и эффективной команды.
Наталья Яркова, руководитель практики «Финансы и недвижимость» агентства PR Partner:- На мой взгляд, уважительные отношения и здоровая доля юмора между начальником и подчинёнными – это идеальное сочетание. Сотрудники должны чувствовать себя свободно, не бояться высказывать собственное мнение. Например, мы часто проводим брейнштормы, в которых участвуют специалисты всех уровней и предлагают смелые и нестандартные идеи, потому что именно так и получаются интересные и запоминающиеся проекты.
Демократичный руководитель прислушивается к мнению своей команды и учитывает замечания при принятии важных решений.
Источник: Работа в России / RJob.ru, 27.02.2018, «Слишком демократичный босс – за и против»