На связи с вами

minsk@manpower.by

Бесценные кадры. Как компании конкурируют за курьеров.

 

По данным аналитического центра Авито Работы, в 2020 году курьеры пользовались ажиотажным спросом у работодателей — количество соответствующих вакансий выросло на 170% по сравнению с 2019 годом. Активность соискателей также увеличилась — кандидаты на 87% чаще интересовались работой курьера, чем годом ранее.

Сегодня кандидат, желающий работать в сфере доставки, получает 5-6 предложений о работе в день, говорит Екатерина Истомина, руководитель отдела массового подбора персонала кадровой компании Unity. Как следствие, в 2020 году в разгар самоизоляции у этих специалистов выросли и зарплаты: на 55% — у пеших курьеров, и на 80% — у автокурьеров. «В некоторых пиццериях нашей сети уровень дохода курьеров может достигать 120 тыс. рублей в месяц», — делится hr-директор партнера-франчайзи «Додо Пиццы» Екатерина Приходченко.

«В условиях продолжающегося экономического кризиса запрос на деньги снова вышел на первое место, — рассуждает руководитель аутсорсинговых проектов кадровой компании ManpowerGroup Russia & CIS Наталья Рожкова. — Нематериальная мотивация отступает на второй план, но и не перестает быть важным дополнением». По ее словам, люди стали отдавать предпочтение «белым» работодателям, так как фокус внимания сдвинулся в сторону стабильности. Соискателям важна уверенность в завтрашнем дне — они чаще интересуются социальными гарантиями, просят ДМС.

Как работают с новыми запросами курьеров работодатели? И как, несмотря на возросшие ожидания соискателей, компаниям удается быстро закрывать массовые позиции?

 

Чаевые для курьера

По словам руководителя службы поиска и развития талантов компании «Dostaевский» Екатерины Царёвой, весной 2020 года компания заметила существенный отток мигрантов, что спровоцировало нехватку курьеров, кроме того, ситуация усложнилась введением пропускного режима. Были прецеденты, когда на смену не могли выйти до 50 % сотрудников доставки (пропуска аннулировались или временно не работали из-за сбоя городской системы). 

Руководитель отдела маркетинга Fastzila (обеспечивает курьерскую доставку в сегменте b2b и с 2016 года работает с Авито в направлении поиска и найма работников) Филипп Костин рассказал, что с началом пандемии партнеры компании требовали мгновенного расширения штата сотрудников для проектов, которые столкнулись с повышенной нагрузкой. «К экспресс-доставке стали подключать всё больше и больше магазинов и ресторанов. За первый месяц мы помогли масштабировать доставку партнеров в более 100 регионов страны, выполняя около 50 тысяч заказов ежедневно», — сообщил он.

Сервис доставки продуктов iGoods тоже начал оперативно нанимать дополнительный персонал весной прошлого года, когда объявили режим самоизоляции, и количество заказов выросло в несколько раз. «В крупных городах это приходилось делать особенно оперативно — свободные слоты на доставку иногда были заняты на неделю вперед», — делится руководитель отдела рекрутинга сервиса iGoods Станислава Ребонен. В обычное время в iGoods набирали по 40 человек в месяц, а весной 2020 года в короткий срок нужно было нанять 2000 человек. В компании ввели новую должность — помощник закупщика, и перенесли обучение людей из офиса в гипермаркет, на место будущей работы. К лету штат курьеров был полностью укомплектован, отмечает Ребонен.

По ее словам, оплата труда курьеров, работающих с iGoods, в 2020 году выросла, но незначительно. «Мы индексируем зарплаты и компенсируем расходы на бензин в некоторых районах, — рассказывает Ребонен. — Также во время самоизоляции добавили электронные чаевые, что позволило клиентам благодарить сотрудников без использования наличных. Эта функция была особенно актуальна для тех, кто выбирал бесконтактную доставку».

 

Доставка с комфортом

В сети пиццерий «Додо Пицца» потребность в курьерах в 2020 году еще до официального объявления карантина выросла на 25-30%, а в 2021 году — на 10%, говорит Приходченко. «Рынок труда сейчас не способен обеспечить потребность в курьерах, — замечает она. — А специфика пиццерий в том, что их модель рассчитана на курьеров с личным авто. Это еще больше сокращает воронку кандидатов».

Исполнительный директор компании центра бизнес-услуг и экспресс-доставки Mail Boxes Etc. (МВЕ) Алексей Кипарисов рассказывает, что во время ограничительных мер вырос спрос на услугу закрепленного курьера. Речь идет о работнике, который обеспечивает коммуникацию офисов с удаленными сотрудниками (передает последним документы, ноутбуки, телефоны), поясняет он.

Рост спроса на курьеров также произошел из-за скачка популярности онлайн-заказов в пандемию, замечает менеджер по работе с ключевыми клиентами Авито Работы Мария Малкова. «Появляются новые игроки на рынке — компаний, которым требуются курьеры, становится все больше, — говорит она. — Сейчас набирает популярность оформление курьеров в статусе самозанятых. Это снижает налоговые расходы работодателей и позволяет повышать оплату труда курьерам».

 

Виртуальные рекрутеры

Работодатели отмечают, что курьеров и другой линейный персонал ищут в основном на сервисах объявлений. А из технологий в рекрутинге стараются использовать чат-боты и мессенджеры.

С началом пандемии компания Fastzila полностью перешла на удаленный формат рекрутинга, который помог улучшить конверсию по трудоустроенным соискателям на 7% — здесь бизнесу пригодились инструменты Авито. В прошлом в году компания разработала бот-ассистента, который в коротком диалоге позволяет соискателю составить мини-резюме, содержащее базовую информацию: гражданство, место проживания, возраст и пол. Изучив ее, рекрутер понимает, подходит ему кандидат или нет. Технология также позволяет на основе полученных от человека сведений рекомендовать ему вакансии. За 2020 год соискатели создали и обновили с помощью ассистента Авито Работы около 650 тыс. резюме. Также в прошлом году на базе ассистента появились автоответы. Их, например, в доли секунды получает соискатель, который откликнулся на вакансию. Чат-бот отправляет ему заготовленный набор вопросов и готовит короткие ответы для работодателя. 

По словам Екатерины Алейниковой, руководителя проектов по подбору персонала в Хоум Кредит Банке, ассистент Авито Работы ускоряет обработку откликов. У заявок, прошедших валидацию бот-ассистентом, есть вся необходимая информация, включая телефон для связи с кандидатом. «Ручной мониторинг заявок, накопившихся за день, может занять несколько часов. Сейчас нам достаточно потратить пару минут, чтобы понять, подходит ли откликнувшийся кандидат по формальным признакам», — говорит она. Алейникова добавляет, что ассистент Авито Работы позволяет настроить индивидуальные вопросы, например: «Готовы ли вы работать в сфере продаж?». Это дополнительный фильтр кандидатов, которые могли откликнуться случайно.

«Ускорение обработки откликов кандидатов — задача номер один для таких сервисов как наш, — говорит Мария Малкова. — Благодаря внедренным технологиям, время от отклика до оформления на работу может составить один день».

 

Курьер — лицо компании

«Курьеры очень быстро стали лицом каждой компании и чуть ли ни единственными людьми, с которым клиент взаимодействует вживую», — рассуждает Приходченко из «Додо Пиццы». «Наш идеальный сотрудник — тот, кто понимает, что несет ответственность перед заказчиками и компанией, — замечает Ребонен. — Кроме того, будет не лишним, если курьер окажется физически подготовленным человеком, ведь каждый день он поднимает заказы в десятки килограмм».

К слову сказать, в крупных городах США хорошие физические данные курьера — первое, на что обращают внимание работодатели, читая резюме. Описание требований в вакансиях американских компаний может занимать лист формата А4. Курьер, помимо прочего, должен быть готовым проводить много времени на ногах, а также — поднимать до 70 фунтов (около 32 кг.). В качестве проверки ему предлагают встать с этим весом на колени и подняться. Если курьер разъезжает на велосипеде, он должен иметь определенный вес и уровень физподготовки.

Российские работодатели, оказавшись в условиях борьбы за кандидатов, пока не ставят особых условий в вакансиях. «Мы не проводим отбор соискателей по каким-либо особенным признакам, — рассказывает Ребонен. — Берем всех желающих, но предупреждаем, что это физически сложная работа».

Что же касается сервиса, то, по словам Приходченко, мышление многих соискателей, желающих работать в сфере доставки, еще не перестроилось. «Многие из них до сих пор не осознают, что их роль уже давно стала гораздо более важной, чем просто отгрузка товара», — замечает она.

 

Источник: Avito.31.03.2021/Пойти в массы. Бесценные кадры. Как компании конкурируют за курьеров