7 симптомов микроменеджмента, или Доктор, это лечится?

Первый признак микроменеджмента – когда ты уверен, что у тебя-то с этим все в порядке. Так считает Ольга Кузьмина, директор ManpowerGroup Russia & CIS. Она объяснила порталу HR-tv.ru, как три основных компонента - страх, комфорт и беспорядок (по мнению автора знаменитой книги «Микроменеджмент» Гарри Чемберса) способны создать гнетущую атмосферу на работе, отрицательно влияющую на мотивацию и вовлеченность сотрудников в успех общего дела.

Микроменеджмент – стиль управления, способный сделать нестерпимыми не только отношения на работе с коллегами или руководством, но и с друзьями, и родными, так как, проявившись в чем-то одном, он захватывает все возможные территории.

В чём выражается страх у микроменеджера?

Ему свойственна боязнь ошибок, особенно чужих. Микроменеджеру страшно, что другой человек выполнит работу неправильно или не в те сроки, в результате им самим будут недовольны. Поэтому он предпочитает делать все сам. В результате, чрезмерно загружает сам себя и срывает сроки. Теряется результативность действий, компания с таким управленцем не достигает поставленных задач, в том числе и желаемых финансовых результатов.

Он очень боится, что не сможет повлиять на процесс и на конечный результат работы. Больше же всего  он боится конкуренции. Особенно в ситуации, когда человек ниже по должности более квалифицирован, чем он.

В каких условиях микроменеджеру комфортно?

Он не способен положиться на коллег и работает по принципу: «Если хочешь, чтобы что-то было сделано хорошо, сделай это сам». Он не обладает терпением и обладает привычкой к стрессу, напряжению, кризисным ситуациям. Микроменеджеру свойственно создавать видимость бурной деятельности.

Ему проще выглядеть занятым, чем действительно быть таковым. Быть непреклонным ему гораздо проще, чем уметь приспосабливаться, менять тактику по обстоятельствам, быть чутким.

Что вызывает беспорядок у микроменеджера?

Неумение распределить функции и желание держать все под контролем создают хаос. Руководитель ставит большое количество задач перед подчиненным, не объясняя суть и цели, не расставляя приоритеты, не указывая сроки выполнения. Стараясь держать при этом все под контролем, он создает некомфортные условия работы для сотрудников, постоянно запрашивая у них результат. Назначает ответственного сотрудника, но при этом не наделяет его необходимой для работы властью.

Очевидные симптомы микроменеджмента у вашего руководителя:

  • Вы не распоряжаетесь своими временем и силами.
  • Руководитель постоянно отрывает вас от работы.
  • Вы без всяких объяснений получаете от начальника указания, которые противоречат существующим в компании правилам и процедурам.
  • Управленец полностью контролирует то, как выполняется работа.
  • Вы тратите уйму времени на составление отчетов, которые совершенно точно никто не читает.
  • Начальство регулярно пропускает мимо ушей ваши предложения и идеи.
  • Вы обязаны присутствовать на совещаниях и собраниях, которые не имеют к вам и вашей работе никакого отношения.

А если микроменеджер – это вы сами? Признаки приверженности к чрезмерному контролю у себя самого:

  • Сотрудники  обращаются к вам с проблемами, но не предлагают решений.
  • На совещаниях сотрудники потихоньку занимаются своими делами.
  • Абсолютно все вокруг вас нарушают сроки.
  • Клиенты жалуются главным образом на неповоротливость и замедленную реакцию ваших сотрудников на их запросы.
  • Вы боитесь уехать в отпуск, отлучиться на встречу или даже взять больничный, потому что к вашему возвращению накопится целая гора дел.
  • Ни у кого из сотрудников не возникает желания выступить с инициативой.
  • У вас в подразделении процветают сплетни, домыслы и слухи.

Как избежать превращения в микроменеджера?

Посмотрите правде в глаза. Нужно признаться самому себе, что у вас есть недостатки в работе с людьми или проектами. В таком случае следует прочесть литературу, посвященную данной проблематике. Проанализировав примеры из книг, Вы можете сопоставить их с собственной деятельностью. Осознав, что вы хотите изменений и готовы к ним, постарайтесь научиться контролировать себя, не дать необоснованному страху захватить вас, неуместному комфорту и беспорядку поглотить вас.

Чтобы побороть страх, исходите из того, чего вы хотите достичь, а не отталкивайтесь от того, чего вы боитесь. Что касается привычного комфорта, то придется смириться с определенными неудобствами.

Победить беспорядок  помогут  точные и неизменные правила своевременного обмена информацией. Сделайте информацию общедоступной. Не пренебрегайте общением. Всегда определяйте, какое задание является приоритетным. Четко разъясняйте задачи и цели. Не давайте невыполнимых заданий. Будьте реалистичными.

Можно работать над собой постепенно, выбрав одну или две негативные стороны своего управления. Например, вы слишком сильно опекаете своих сотрудников и не даете им развиваться и проявлять инициативу. Как только вы сами себе в этом признаетесь, начните менять свое отношение в этом направлении, сосредоточьтесь на конкретной проблеме.

Сделайте пошаговую инструкцию, в которой будут отражены задуманные перемены. Решитесь проводить совещание не чаще 1 раза в неделю, потом 1 раз в 2 недели. Ограничивайте круг вопросов, которые вы выносите на обсуждение. Ставьте сотрудникам понятные задачи и сроки, не требуйте от них постоянной отчетности ранее этого срока. Скорректировав себя таким образов, можно браться за следующую проблемную область в вашей манере управления.

К сожалению, люди, склонные к микроменеджменту, думают, что у них-то с этим все в порядке. Только если они сами признают существующую проблему, возможны определенные сдвиги. Изменить характер другого не в нашей власти, но в случае необходимости сотрудничества с микроменеджером можно изменить собственные реакции и поступки.

Перед вами есть выбор: можно страдать и жаловаться на «трудного» начальника или коллегу, а можно найти в себе силы изменить собственное поведение, чтобы сделать свою жизнь более комфортной. Прежде чем сдаваться, попробуйте реализовать эту возможность.

Источник:HR-tv.ru/ 7 симптомов микроменеджмента, или Доктор, это лечится?

Автор: Ольга Кузьмина, директор ManpowerGroup Russia & CIS и признанный эксперт портала HR-tv.